Содержание
Анализ себестоимости продукции
Анализ себестоимости продукции — главный фактор дальнейшего успешного развития любого предприятия!
Себестоимость – один из важнейших качественных оценочных показателей работы предприятия, комплексно характеризующий эффективность использования всех видов ресурсов. В практике экономической работы под себестоимостью понимается сумма затрат предприятия на производство и реализацию продукции, выраженная в денежной форме. В условиях рынка снижение себестоимости является одним из главнейших условий победы в конкурентной борьбе, это также важнейший источник роста прибыли предприятия.
В себестоимость входят и затраты прошлого, овеществленного труда (стоимость израсходованного сырья и материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и т.д.), и затраты живого труда (зарплата), т.е. это часть стоимости продукции предприятия.
В экономической работе обычно используются несколько показателей себестоимости:
— себестоимость реализованной продукции – для определения финансового результата от продаж;
— себестоимость товарной продукции (в том числе полная себестоимость, куда включаются все статьи; себестоимость сравнимой товарной продукции; производственная себестоимость за вычетом коммерческих расходов; цеховая себестоимость за вычетом коммерческих и общехозяйственных расходов; сокращенная себестоимость в пределах прямых, переменных затрат);
— затраты на 1 рубль товарной продукции (для сравнительного анализа, анализа динамики и т.д.);
— себестоимость единицы отдельных видов продукции;
— себестоимость единицы полезного эффекта продукции (себестоимость единицы мощности двигателя, грузоподъемности железнодорожного вагона и т.д.).
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:
— объективная оценка динамики и выполнения планов по уровню затрат на 1 рубль товарной продукции и всей себестоимости товарной продукции (в целом и по отдельным ее статьям, по важнейшим видам продукции);
— анализ структуры затрат по экономическим элементам;
— определение причин изменения себестоимости;
— оценка выполнения плана мероприятий, направленных на снижение себестоимости, исследование снижения себестоимости за счет различных технико-экономических факторов;
— выявление резервов снижения затрат и разработка мероприятий по их мобилизации;
— определение перспективных направлений снижения себестоимости продукции.