ПОЗАКАЗНЫЙ МЕТОД КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
Позаказный метод калькулирования целесообразно применять, когда на предприятии производится большое количество разнообразной продукции, компания производит единичную или мелкосерийную продукцию или выполняются различные виды деятельности по индивидуальным заказам/размерам/величинам/габаритам и т.д. Про настройку производственного учета в программе 1с Вы можете изучить в этом материале.
Этот метод часто применяется в автосервисах, военно-промышленном комплексе, консалтинге, швейных производствах, строительстве и т.п. Регулируется применение данного метода Федеральным стандартом ФСБУ 5/2019.
Позаказный метод калькулирования применяется:
- при единичном или мелкосерийном производстве;
- при выполнении работ по договорам подряда или возмездного оказания услуг;
- при производстве технически сложных изделий. Например, в кораблестроении, авиационной промышленности и т. п.;
- при выпуске продукции с длительным производственным циклом. В частности, в строительстве, энергетическом машиностроении и т. п.
- также этот метод подходит, если компания работает в сфере бытового обслуживания: автосервис, консалтинг, пошив одежды, ремонт.
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ И УЧЕТ ЗАТРАТ
Себестоимость необходимо определять по отдельным заказам, договорам, контрактам. Для ее определения необходимо суммировать все затраты на производство продукции (работ), которые к ней относятся. Затраты в этом случае делятся на прямые и косвенные. Подробно об этом вы можете изучить в соответствующих курсах обучения.
Прямые планируют и учитывают по определенному заказу, а косвенные распределяются в соответствии с выбранной базой распределения, то есть драйвером затрат. Базой распределения как правило выбирают наиболее затратную величину (зарплата, материальные затраты и т.д.). Про распределение общепроизводственных расходов, в том числе в программе 1с подробнее Вы можете изучить в этой статье.
Затраты учитываются параллельно обороту материалов и трудозатрат и в результате получается готовый продукт. И в этом процессе необходимо ведение первичный учетных документов.
Основная группировка затрат при применении позаказного метода калькулирования:
- прямые материалы;
- прямой труд;
- общепроизводственные расходы.
Вместе с тем, стоит понимать разницу при применении позаказного метода калькулирования в бухгалтерском и управленческом учетах. В уроках соответствующих курсов вы изучите документооборот, который следует внедрить при позаказном методе калькулирования себестоимости, а также сможете скачать готовые шаблоны в Excel для расчета себестоимости позаказным методом.
В этом материале мы с вами рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет применения позаказного метода калькулирования.
ПРИМЕР ПОЗАКАЗНЫЙ МЕТОД КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
В июле Цехом А был выполнен внутрифирменный заказ на изготовление 200 стальных крепежных деталей для Цеха Б.
Учетной политикой компании предусмотрено применение позаказного метода учета фактических затрат. Для отражения фактических затрат Цеха А на выполнение заказа к счету 20 открыт субсчет «Заказ № 1».
В этом же месяце Цеху А для выполнения заказа было отпущено со склада 240 кг стали.
Стоимость 1 тонны стали – 11 500 руб. (без НДС).
К прямым затратам на выполнение заказа отнесены следующие затраты, которые сразу фиксируем для наглядности в карточке заказа:
- стоимость израсходованных материалов – 2760 руб. (0,24 т × 11 500 руб./т) – списаны с кредита счета 10;
- зарплата производственных рабочих Цеха А – 40 000 руб. – с кредита счета 70;
- страховые взносы – 12 080 руб. – с кредита счетов 69.
Общепроизводственные расходы, приходящиеся на заказ, а именно амортизация по основным средствам, используемым в производстве, составили 2866 руб. – с кредита счета 25.
В учете компании сделаны следующие записи:
- ДТ 20 субсчет «Заказ № 1» КТ 10 – 2760 руб. – списаны материалы на выполнение заказа;
- ДТ 20 субсчет «Заказ № 1» КТ 70 – 40 000 руб. – начислена зарплата рабочим инструментального цеха;
- ДТ 20 субсчет «Заказ № 1» КТ 69 – 12 080 руб. – начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
- ДТ 20 субсчет «Заказ № 1» КТ 25 – 2866 руб. – списана в расходы на выполнение заказа амортизация по основным средствам, используемым в производстве.
Фактическая себестоимость выполненного заказа отражена проводкой:
- ДТ 10 КТ 20 субсчет «Заказ № 1» – 57 706 руб. (2760 руб. + 40 000 руб. + 12 080 руб. + 2866 руб.) – списана себестоимость крепежных деталей, изготовленных по заказу № 1 и переданных на склад.
Все затраты по внутрифирменному производственному заказу были отражены в карточке.
Как отразить пример позаказного метода калькулирования в программе 1С вы можете посмотреть здесь.
Самостоятельное задание (с ответом)
Компания производит ракеты и их составные части. Расходы учитывают по статьям затрат, заказам и подразделениям компании. Объектом учета служит заказ – конечное изделие. Каждому из них присваивают уникальный код, который применяют во всех внутренних подразделениях организации. Например, в начале смены мастер каждого цеха выдает работникам задание, где указывает работу в привязке к конкретному коду заказа. Ракеты собирает вспомогательное производство.
Исходные данные для позаказной калькуляции затрат за отчетный период смотрите в таблице:

За отчетный период произвели и собрали два приборных отсека ракеты. Первый и второй заказы полностью закрыли.
Общехозяйственные и вспомогательные расходы распределяют пропорционально расходам на зарплату основного персонала.
ЗАДАНИЕ:
- 1.Определите коэффициент распределения для каждого заказа
- 2. Определите себестоимость каждого заказа
РЕШЕНИЕ.
1)
За отчетный период произвели и собрали два приборных отсека ракеты. Первый и второй заказы полностью закрыли. Сумма затрат основного производства на первый заказ составила 990 000 руб. (300 000 руб. + 40 000 руб. + 600 000 руб. + 50 000 руб.), на второй – 790 000 руб. (500 000 руб. + 70 000 руб. + 150 000 руб. + 70 000 руб.).
С учетом сборки (затраты вспомогательного производства) затраты увеличиваются до 1 050 000 руб. (990 000 руб. + 60 000 руб.) для первого заказа и до 820 000 руб. для второго (790 000 руб. + 30 000 руб.).
2)
Общехозяйственные и вспомогательные расходы распределяют пропорционально расходам на зарплату основного персонала. Коэффициент для первого заказа равен 0,375 (300 000 руб. : 800 000 руб.), второго – 0,625 (500 000 руб. : 800 000 руб.). Общая сумма затрат на первый заказ составляет 1 275 000 руб. (1 050 000 руб. + 360 000 руб. × 0,375 + 240 000 руб. × 0,375), второй заказ обошелся в 1 195 000 руб. (820 000 руб. + 360 000 руб. × 0,625 + 240 000 руб. × 0,625).
В случае, если Вам необходимо изучить Производственный учет полностью, я предлагаю Вашему вниманию Курс по производственному учету, где будут разобраны подробно все, что касается бухгалтерского и налогового учета на производственном предприятии.