Содержание
Позаказный метод калькулирования
ПОЗАКАЗНЫЙ МЕТОД КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
Позаказный метод калькулирования. В этой статье мы с вами разберем следующие аспекты:
- где применяется позаказный метод калькулирования;
- расчет себестоимости и учет затрат;
- группировка затрат в позаказном методе;
- пример позаказного метода калькулирования;
- пример в 1с 8.3. отражения позаказного метода;
- сможете выполнить самостоятельное задание и сверить свой ответ;
- также в материале вы получите ссылки на профильные курсы обучения, чтобы получить исчерпывающую информацию по изучению данного направления;
- получите ссылки на другие статьи, которые могут быть полезны при изучении подобной темы
Позаказный метод калькулирования целесообразно применять, когда на предприятии производится большое количество разнообразной продукции, компания производит единичную или мелкосерийную продукцию или выполняются различные виды деятельности по индивидуальным заказам/размерам/величинам/габаритам и т.д. Про настройку производственного учета в программе 1с Вы можете изучить в этом материале.
Этот метод часто применяется в автосервисах, военно-промышленном комплексе, консалтинге, швейных производствах, строительстве и т.п. Регулируется применение данного метода Федеральным стандартом ФСБУ 5/2019.
Позаказный метод калькулирования применяется:
- при единичном или мелкосерийном производстве;
- при выполнении работ по договорам подряда или возмездного оказания услуг;
- при производстве технически сложных изделий. Например, в кораблестроении, авиационной промышленности и т. п.;
- при выпуске продукции с длительным производственным циклом. В частности, в строительстве, энергетическом машиностроении и т. п.
- также этот метод подходит, если компания работает в сфере бытового обслуживания: автосервис, консалтинг, пошив одежды, ремонт.
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ И УЧЕТ ЗАТРАТ
Себестоимость необходимо определять по отдельным заказам, договорам, контрактам. Для ее определения необходимо суммировать все затраты на производство продукции (работ), которые к ней относятся. Затраты в этом случае делятся на прямые и косвенные. Подробно об этом вы можете изучить в соответствующих курсах обучения.
Прямые планируют и учитывают по определенному заказу, а косвенные распределяются в соответствии с выбранной базой распределения, то есть драйвером затрат. Базой распределения как правило выбирают наиболее затратную величину (зарплата, материальные затраты и т.д.). Про распределение общепроизводственных расходов, в том числе в программе 1с подробнее Вы можете изучить в этой статье.
Затраты учитываются параллельно обороту материалов и трудозатрат и в результате получается готовый продукт. И в этом процессе необходимо ведение первичный учетных документов.
Основная группировка затрат при применении позаказного метода калькулирования:
- прямые материалы;
- прямой труд;
- общепроизводственные расходы.
Вместе с тем, стоит понимать разницу при применении позаказного метода калькулирования в бухгалтерском и управленческом учетах. В уроках соответствующих курсов вы изучите документооборот, который следует внедрить при позаказном методе калькулирования себестоимости, а также сможете скачать готовые шаблоны в Excel для расчета себестоимости позаказным методом.
В этом материале мы с вами рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет применения позаказного метода калькулирования.
ПРИМЕР ПОЗАКАЗНЫЙ МЕТОД КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
В июле Цехом А был выполнен внутрифирменный заказ на изготовление 200 стальных крепежных деталей для Цеха Б.
Учетной политикой компании предусмотрено применение позаказного метода учета фактических затрат. Для отражения фактических затрат Цеха А на выполнение заказа к счету 20 открыт субсчет «Заказ № 1».
В этом же месяце Цеху А для выполнения заказа было отпущено со склада 240 кг стали.
Стоимость 1 тонны стали – 11 500 руб. (без НДС).
К прямым затратам на выполнение заказа отнесены следующие затраты, которые сразу фиксируем для наглядности в карточке заказа:
- стоимость израсходованных материалов – 2760 руб. (0,24 т × 11 500 руб./т) – списаны с кредита счета 10;
- зарплата производственных рабочих Цеха А – 40 000 руб. – с кредита счета 70;
- страховые взносы – 12 080 руб. – с кредита счетов 69.
Общепроизводственные расходы, приходящиеся на заказ, а именно амортизация по основным средствам, используемым в производстве, составили 2866 руб. – с кредита счета 25.
В учете компании сделаны следующие записи:
- ДТ 20 субсчет «Заказ № 1» КТ 10 – 2760 руб. – списаны материалы на выполнение заказа;
- ДТ 20 субсчет «Заказ № 1» КТ 70 – 40 000 руб. – начислена зарплата рабочим инструментального цеха;
- ДТ 20 субсчет «Заказ № 1» КТ 69 – 12 080 руб. – начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
- ДТ 20 субсчет «Заказ № 1» КТ 25 – 2866 руб. – списана в расходы на выполнение заказа амортизация по основным средствам, используемым в производстве.
Фактическая себестоимость выполненного заказа отражена проводкой:
- ДТ 10 КТ 20 субсчет «Заказ № 1» – 57 706 руб. (2760 руб. + 40 000 руб. + 12 080 руб. + 2866 руб.) – списана себестоимость крепежных деталей, изготовленных по заказу № 1 и переданных на склад.
Все затраты по внутрифирменному производственному заказу были отражены в карточке.
Пример позаказный метод калькулирования в 1с 8.3.0
Самостоятельное задание (с ответом)
Компания производит ракеты и их составные части. Расходы учитывают по статьям затрат, заказам и подразделениям компании. Объектом учета служит заказ – конечное изделие. Каждому из них присваивают уникальный код, который применяют во всех внутренних подразделениях организации. Например, в начале смены мастер каждого цеха выдает работникам задание, где указывает работу в привязке к конкретному коду заказа. Ракеты собирает вспомогательное производство.
Исходные данные для позаказной калькуляции затрат за отчетный период смотрите в таблице:

За отчетный период произвели и собрали два приборных отсека ракеты. Первый и второй заказы полностью закрыли.
Общехозяйственные и вспомогательные расходы распределяют пропорционально расходам на зарплату основного персонала.
ЗАДАНИЕ:
- 1.Определите коэффициент распределения для каждого заказа
- 2. Определите себестоимость каждого заказа
РЕШЕНИЕ.
1)
За отчетный период произвели и собрали два приборных отсека ракеты. Первый и второй заказы полностью закрыли. Сумма затрат основного производства на первый заказ составила 990 000 руб. (300 000 руб. + 40 000 руб. + 600 000 руб. + 50 000 руб.), на второй – 790 000 руб. (500 000 руб. + 70 000 руб. + 150 000 руб. + 70 000 руб.).
С учетом сборки (затраты вспомогательного производства) затраты увеличиваются до 1 050 000 руб. (990 000 руб. + 60 000 руб.) для первого заказа и до 820 000 руб. для второго (790 000 руб. + 30 000 руб.).
2)
Общехозяйственные и вспомогательные расходы распределяют пропорционально расходам на зарплату основного персонала. Коэффициент для первого заказа равен 0,375 (300 000 руб. : 800 000 руб.), второго – 0,625 (500 000 руб. : 800 000 руб.). Общая сумма затрат на первый заказ составляет 1 275 000 руб. (1 050 000 руб. + 360 000 руб. × 0,375 + 240 000 руб. × 0,375), второй заказ обошелся в 1 195 000 руб. (820 000 руб. + 360 000 руб. × 0,625 + 240 000 руб. × 0,625).
В случае, если Вам необходимо изучить Производственный учет полностью, я предлагаю Вашему вниманию Курс по производственному учету, где будут разобраны подробно все, что касается бухгалтерского и налогового учета на производственном предприятии.