Содержание
Учет материалов в производстве продукции
В этой статье я не стану переписывать нормативные акты (а лишь перечислю их ниже), которыми регламентируется учет материалов на производственном предприятии. Этого вполне хватает на просторах интернета. Здесь я расскажу про практический учет материалов в производстве продукции.
Учет материалов в производстве продукции регламентируется:
– ФСБУ 5/2019 «Запасы» (Приказ Минфина от 09.06.2011 №44н);
– Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказом Минфина от 28.12.2001 г. №119н);
– Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (Приказ Минфина от 26.12.2002 г. №135н).
Но на самом деле, учет материалов в производстве продукции, это достаточно объемный участок работы. Тем более, если ваше предприятие производит готовую продукцию для широкого круга потребителей.
Следовательно, от правильности ведения данного участка зависит успешность развития компании и дальнейшее ее существование.
Давайте рассмотрим этапы движения и учета сырья и материалов в производстве.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Если немного углубиться в финансовый учет, то мы поймем откуда берутся материалы для производства продукции.
Во-первых, составляется план продаж готовой продукции, а уже отсюда составляются:
- план производства продукции;
- план закупки для этого производства материалов;
- планы трудовых затрат;
- и другие планы и бюджеты компании.
То есть, план по закупке сырья и материалов берется на основе плана производства!
Далее снабженцы компании подбирают подходящих поставщиков по своим параметрам и заказывают сырье и материалы для производства продукции.
ПОСТУПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ
Материалы поступают на склад. Складов в организации может быть несколько. Это может быть один общий склад, а может быть и разделение складов по цехам производства. В зависимости от количества складов, должны быть определены и документально оформлены ответственные материальные лица за прием и отпуск материала. Это пригодится бухгалтеру в конце месяца для подсчета фактической себестоимости, на основании результатов проведенной инвентаризации.
Итак, материалы поступили на склад, МОЛ (материально-ответственное лицо) принимает этот материал на склад, расписывается в товарной накладной о приеме. Один экземпляр накладной возвращается поставщику, а другой в бухгалтерию. Это и есть приход сырья на склад. В течение месяца поступлений может быть несколько. Соответственно, в бухгалтерском учете и учете кладовщика эти поступления отражаются.
Учет материалов в производстве – бухгалтерские проводки:
1) Дт 10 Кт 60 – поступление материалов от поставщика.
2) Если вы работаете с НДС, то выделяете из суммы поступления НДС:
Дт 19 Кт 60 – отражен ндс по материалам
3) И если вам поставщик дал счет фактуру, которую вы можете принять к вычету, то принимаете этот НДС к вычету:
Дт 68.2 Кт 19 – принимаем ндс к вычету.
Пример
Поставщик отгрузил нам материалы на сумму 120 000 рублей, в том числе НДС 20%.
На основании накладной бухгалтер делает следующие проводки:
Дт 10 Кт 60 – 100 000 рублей (учитываем материал без НДС);
Дт 19 Кт 60 – 20 000 рублей (отражаем НДС от поступления);
Дт 68.2 Кт 19 – 20 000 рублей (принимаем НДС к вычету на основании счета фактуры).
Задание для самостоятельного решения:
Составьте бухгалтерские проводки.
Поставщик отгрузил материал на сумму 162000 рублей, в том числе НДС 20%.
ОТПУСК МАТЕРИАЛОВ В ПРОИЗВОДСТВО
Путем поступления/приема материала у нас образовались оборотные активы на складе. И эти активы должны оборачиваться в производстве продукции, а не залеживаться и затоваривать наш склад мертвым грузом.
Для того, чтобы отпустить материал со склада в производство необходимо, чтобы ответственное лицо на производстве (а может быть и в каждом цехе) сделало заявку кладовщику на отпуск материала в производство. В данной заявке должно быть указано количество необходимого материала. Если данное количество сырья и материалов имеется в наличии, то кладовщик отпускает этот актив бригадиру (обязанности по приему материала в производство могут быть возложены на любое лицо в производственном цехе, но как правило, это бригадир цеха).
Вот образец Заявки на отпуск материала в производство.
Данные заявки на отпуск материала в производство кладовщик аккумулирует в течение месяца. После чего передает в бухгалтерию. Периодичность передачи данных заявок каждая компания устанавливает самостоятельно, в зависимости от процесса производства.
И таким образом в течение месяца в бухгалтерии отражаются:
– документы поступления материала на склад (на основании товарных накладных);
– документы отпуска материала в производство (на основании заявок бригадиров).
И этого достаточно уже для того, чтобы провести инвентаризацию основного склада. Где учетными данными будут выступать:
- остаток на начало месяца
- плюс приход в течение месяца
- минус расход в течение месяца
- и то, что должно остаться на конец месяца.
Это учетные данные. А вот фактические данные будут определены путем проведения инвентаризации.
Бухгалтерские проводки по отпуску материала в производство:
Дт 20 кт 10 – отпуск материала в производство.
МЕТОДЫ СПИСАНИЯ МАТЕРИАЛОВ В ПРОИЗВОДСТВО
При отпуске материалов в производство они могут оцениваться тремя способами:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по методу ФИФО.
Давайте поговорим про каждый:
По себестоимости каждой единицы – данный метод применяется довольно редко, причем в определенных видах деятельности. Например, при списании драгоценных камней в ювелирном производстве. Так как сложно оценить два разных бриллианта по средней стоимости 🙂
Для рассмотрения других двух способов возьмем за основу следующие данные:
Предположим, что материалы были отпущены после того, как поступили все три партии материалов.
По средней себестоимости
Метод «по средней себестоимости» является наиболее простым и поэтому самым распространенным.
Для начала определим среднюю стоимость отпущенных материалов.
Для этого определим стоимость всех материалов нашего вида, находящихся на складе:
2000 руб. + 4400 руб. + 3150 руб. +9500 руб. = 18750 руб.
Далее, определим общее количество нашего материала на складе:
100 ед. + 200 ед. + 150 ед. + 400 ед. = 850 ед.
И теперь, разделим общую сумму на общее количество, таким образом мы получим среднюю себестоимость материала на складе.
18750 руб./850 ед. = 22,059 руб.
То есть, средняя себестоимость материала составляет 22 руб. 06 коп.
Соответственно, когда мы будем списывать материал в производство данным методом, то получим следующий результат:
22,06 х 600 ед. = 13 236 руб.
ФИФО
Метод “ФИФО” действует по правилу «первый пришел, первый ушел». То есть, первой списывается та партия, которая поступила вначале.
Это не означает, что кладовщик при отпуске материала со склада отыскивает, например, гвозди, которые поступили первыми, нет. Ему нет никакого дела до нашего бухгалтерского учета. Но вот бухгалтер будет учитывать себестоимость именно по первой поступившей партии.
Итак, на примере наших данных, это будет выглядеть следующим образом:
Отпускаем со склада 600 ед.нашего материала. И начинаем списывать с самой ранней партии, для нас это остаток на начало.
- 100 ед. х 20 руб. = 2000 руб.
- Затем списываем 1-ую поставку: 200 ед. х 22 руб. = 4400 руб.
- Затем 2-ую поставку : 150 ед. х 21 руб. = 3150 руб.
Мы списали уже 450 единиц. Нам нужно списать еще 150. Соответственно
Списываем 150 ед. из 3-ей поставки: 150 ед. х 23 руб. = 3450 руб.
Теперь мы можем определить себестоимость списанных материалов:
2000 руб + 4400 руб. +3150 руб. +3450 руб. = 13 000 руб.
Как мы видим, суммы себестоимости при использовании разных методов отличаются друг от друга. При методе «средней себестоимости» у нас получилось 13 236 руб., а при методе ФИФО – 13 000 руб.
В идеале метод оценки стоимости запасов должен соответствовать имеющим место на складе операциям. При невысоком уровне запасов и быстрой их оборачиваемости выбор метода оценки стоимости запасов особой роли не играет, так как каждый метод оценки имеет свои достоинства и недостатки.
Предпочтение одного метода другому может приводить к уточнению одних показателей и искажению других. Поэтому стоит говорить не о преимуществах того или иного метода, а о том, чем лучше руководствоваться в данной ситуации: более реальной балансовой стоимостью запасов или более низким значением отчетной прибыли и экономией на налогах.
Потренируйтесь самостоятельно
Попробуйте определить самостоятельно из нижеприведенных данных, в каком из методов себестоимость будет выше. Ответы можете оставлять в комментариях или соц.сетях, отвечу всем! 🙂
Задача для самостоятельного решения:
Исходные данные:
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ
При правильном учете материалов в производстве продукции необходимо регулярно проводить инвентаризацию на складах. Как мы уже говорили складов может быть несколько. Но не только по цехам, но и по назначению.
Склады могут быть:
- Материалов и сырья;
- Полуфабрикатов;
- Готовой продукции и т.д.
Инвентаризацию необходимо проводить чтобы определить фактическую себестоимость готовой продукции. Как образуется готовая продукция в учете читайте в этой статье.
Хоть это и трудозатратная процедура, но я настаиваю, что ее необходимо проводить не реже одного раза в месяц.
Во-первых, это дисциплинирует ответственных лиц,
А во-вторых, это предотвращает халатное отношение к складским активам.
Вашему вниманию курсы обучения по тематике статьи
Полноценный курс по Бухгалтерскому и налоговому учету на производственном предприятии | Курс Бухучет на производстве |
Научиться полноценно разбираться в бухучете от А до Я. Составлять отчетность бухгалтерскую и налоговую | Курс Бухучет для начинающих с нуля |